ПРИМЕЧАНИЯ: 1. B одном из осетинских преданий XIX в. автору встретилась следующая фраза: "Не очень давно, когда народ принял уже магометанство, на месте этого леса стоял богатый и многолюдный аул". В предании рассказывается о священной роще Хетага, расположенной недалеко от г. Владикавказа, в Алагирском районе республики. Характерно, что речь идет о всем осетинском народе, который принял магометанство. См.: Попов К.П. Священная роща Хетага. Владикавказ, 1995. С. 34.
2. Город Моздок. Исторический очерк. Владикавказ, 1995. С. 14.
3. Тменов В.Х. Осетинское язычество в системе средневековых религиозных верований народов Северного Кавказа. // Проблемы этнографии осетин. Вып. 2. Владикавказ, 1992. С. 188-189.
4. Н.Емельянова. Кабардино-Балкария. // Вестник границы России, # 11- 1994 г.
5. Ваххабизм - это отрицание народных обычаев: Ответ муфтия КБР Шафига Пшихачева на заявление представителей мусульманских "джамагатов". // Северный Кавказ. ? 6 (512), февраль 2001 г.
6. Исламский культурный центр России. 2-й международный форум мусульман Восточной Европы и независимых мусульманских республик по теме: "Исламское просвещение: реальности и будущее". М., 28 сентября - 1 октября 1992 г.
7. Трибуна ислама. # 9 (46). Сент. 1998.
8. Трибуна ислама. # 9 (46). Сент. 1998.
9. Бибикова О.П. "Ваххабизм в СНГ". // Ислам и политика. Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии. М., 2001. С. 90.
10. Российский фонд Ибрагим Бен Абд ул-Азиз ал-Ибрагим (Саудовская Аравия); Отделение Международной исламской организации спасения; Отделение благотворительной организации "Международный гуманитарный призыв" (Объединенные Арабские Эмираты); Отделение общественной организации - научного общества "Комиссия по научным знакам в Коране и Сунне"; Отделение Исламского Агентства помощи и спасения; Отделение благотворительной организации "Исламик Релиф"; Отделение Лиги Исламского мира (Саудовская Аравия) - Региональное бюро Всемирной Ассамблеи Исламской Молодежи. // Ислам и мусульмане в России. М., 1999. С. 236; Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. М., 2000. С. 49.
11. Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г.
12. Позиция Совета муфтиев России по вопросу ваххабизма. От 2 августа 2001 г. Архив автора.
13. Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001. С. 4.
14. Ваххабизм - это отрицание народных обычаев. Ответ муфтия КБР Шафига Пшихачева на заявление представителей "мусульманских джамагатов". // Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г.
15. Там же.
16. Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г.
17. В администрации г. Нальчика состоялось совещание по проблемам с распространением ваххабизма. // Кабардино-Балкарская правда. 01.11.2000 г.
18. Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г
19. Цагоев И. Под черным знаменем джихада. // Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г.
20. Они придут к власти мирным путем: Головы же будут отрубать неверным потом, уже на "конституционной" основе. Излишняя осторожность, а зачастую и откровенное бездействие властных структур и правоохранительных органов позволили сформировать на территории КБР глубоко законспирированную организацию радикально настроенных исламистов. // Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г.
21. Занкиши Харун. Репрессии в Кабардино-Балкарии ФСБ преследует мусульман Северного Кавказа. // Информационное агентство "Кавказ-центр". 04.05.2001 г.
22. Заявление мусульманских джамагатов Кабардино-Балкарской республики. // Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г.
23. Елена Викторова, Из России выделятся 9 исламских государств? // Комсомольская правда, 18.10.2000 г.
24. Кабардино-Балкарская правда. 01.11.2000 г.
25. Цагоев И. Под черным знаменем джихада. // Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г.
26. Кабардино-Балкарская правда. 01.11.2000 г.
27. Кабардино-Балкарская правда. 01.11. 2000 г.
28. Кабардино-Балкарская правда. 01.11.2000 г.
29. Газета Юга. # 6, 1999.
30. Гусейнов О. Сторонников ваххабизма среди заключенных нет. // Общекавказская газета. # 22, 17 февраля 1999 г.
31. Кабардино-Балкарская правда. 01.11.2000 г.
32. История Чиколы / Малиев Н.Д., Батыров У.А., Цориев Р.И. и др. Владикавказ, 1993. С. 11.
33. Терский календарь на 1901 г. Издание Терского Областного Статистического Комитета под редакцией члена секретаря комитета Г.А. Вертепова. Выпуск 10. Владикавказ, 1900; Терский календарь на 1910 г. Издательство Терского Областного Статистического Комитета под редакцией секретаря комитета сотника М.А. Караулова. Выпуск 19. Владикавказ, 1910.
34. Запись беседы с муфтием РСО-Алания Д.Хекилаевым от 18.07.2001 г. Архив автора.
35. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. С. 7.
36. Хайретдинов Д. Ислам в Осетии. Информационный материал Исламского Конгресса России. М., 1997. С. 2.
37. Запись беседы с заместителем муфтия РСО-Алания М.Тавказаховым от 14.07.2001. Архив автора.
38. Данные предоставлены начальником отдела по регистрации религиозных организаций Министерства юстиции РФ А.И. Кудрявцевым в декабре 1997 г.
39. Из интервью с муфтием РСО-А Дзанхотом-Хаджи Хекилаевым. Декабрь 2000 г.
40. История Чиколы. С. 74, 173.
41. Гапбаева Алета. Время покажет. // Ираф. 27 мая 1999 г.
42. Сергеева А. Тот ураган прошел. Жизнь возвращается в обычное русло. // Ирaф. 25 нваря 2000 г.
43. Сосранова Жанна. "Салам алейкум" - мир вам! // Ираф. 19 августа 1997 г.
44. Бабич И. Механизм формирования правового плюрализма в Осетии: история и современность. Неофициальный Кавказ, # 3.
http://www.alanianet.ru/neokavkaz /n3/3-5.htm
45. Город Моздок. Исторический очерк. Владикавказ, 1995. С. 251.
46. Мусульманская кавказская нация: аланы-дигорцы. // Знамя ислама. ? 2 (04), 1996 г.
47. По сообщению Председателя Ингушского Регионального отделения Союза Мусульман России, заместителя Муфтия Ингушетии Абдул-Хамида Элжеркиева, "из более 60 тысяч беженцев ингушской национальности вернулись к своим очагам только 12 тысяч человек". // Выступление А.Элжеркиева на конференции Международной ассоциации религиозных связей в г. Пятигорске 18-02.98 г. Архив автора
48. Мы - осетинские татары. Интервью председателя татарского национально-культурного центра Ирфана Якубова журналу Идел. / Материал любезно предоставлен автору муфтием РСО-Алания Дзанхотом-Хаджи Хекилаевым.
49. Габаков Х. Религия служит национализму. // Социалистическая Осетия. 2 марта 1974 г.
50. В 1973 г. духовные руководители братства Кунта-Хаджи сел. Тарское Пригородного района Северной Осетии Х.Эсмурзиев, А.Ханиев, У.Барахоев и др. имели по две жены.// Социалистическая Осетия. 6 мая 1973 г.
51. Тедеев Г. Целеустремленно и наступательно. // Социалистическая Осетия. 7 января 1976 г.
52. Мусульманская кавказская нация: аланы-дигорцы. // Знамя ислама. # 2 (04), 1996 г.
53. ЦГА РСО-А. Ф. 11, оп. 52, д. 1119, лл. 168-169 об.
54. Запись беседы с заместителем муфтия РСО-Алания М.Тавказаховым от 14.07.2001. Архив автора.
55. НТВ.ru. Религия и общество. Понедельник, 11 сентября 2000 г. 17:33
56. Льянов Игорь. Следы ваххабизма. Северная Осетия. # 232 (23039) от 3 декабря 1999 г.
57. В Осетии нет места ваххабизму. Обращение Д.Хекилаева к "поклонникам ваххабизма". Июль, 2001 г. / Архив автора.
http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_n_m/text_0030.shtml