On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Уважаемый владелец форума! Добро пожаловать. Для получения прав администратора нажмите на ссылку «Вход-регистрация». Введите имя Admin и обязательно пароль форума, то есть тот пароль, который Вы указали при создании форума. Отметьте галочкой «зарегистрироваться, я новый участник». Нажмите «ОК». Дальнейшие указания Вы найдете в личном сообщении. Вам надо будет кликнуть на мигающий конвертик или открыть ссылку Л.С в шапке форума.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 180
Зарегистрирован: 27.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.09 02:20. Заголовок: Раса и расовая политика в современной Бразилии


Раса и расовая политика в современной Бразилии

Г. Данилова1
(Опубликовано в журнале "Мировая экономика и международные отношения", № 1, Январь 2009, C. 94-103)


Проблематика расы, расовой политики постоянно актуальна для Бразилии, где, как и в большинстве латиноамериканских государств, наряду с белым населением проживает значительное количество африканцев, индейцев, выходцев из Азии и их потомков. Сегодня проблемы расизма, расовой дискриминации и политики в этой области приобретают особую остроту, поскольку тесно переплетаются с проблемами социального характера.

Немного истории

Дискуссии на расовую тему начались в Бразилии еще в конце XIX в., после обретения политической независимости. Перед национальной элитой стояла сложная интеллектуальная дилемма. С одной стороны, бразильскому обществу была свойственна расовая разнородность. С другой стороны, бразильские элиты стремились следовать европейским стандартам во всех сферах. Между тем к концу девятнадцатого столетия в ряде европейских биологических теорий небелые, особенно африканцы и индейцы, расценивались как "низшая раса", а смешение кровей осуждалось.

Бразильские элиты пытались справиться с этим противоречием, адаптируя западные теории человеческого различия и наследственности к своей реальности. Направленность официального дискурса о нации была антирасистской и гомогенизирующей. Бразильские интеллектуалы игнорировали "научное" порицание расового смешения и утверждали, что Бразилия может двигаться к прогрессу через неуклонное "беление" населения путем продолжительного расового смешения с иммиграцией из Европы2.

Основываясь на таком подходе, государство пыталось стимулировать европейскую иммиграцию и препятствовать "цветной". В 20-е годы прошлого века в Конгрессе Бразилии неоднократно предлагались законопроекты о запрете въезда в страну "человеческих существ черной расы". Ограничение на въезд темнокожих иммигрантов получило законодательное оформление в Конституциях 1934 и 1937 гг.

В результате идеология и политика расового смешения в Бразилии в первой трети XX в. оказались по сути расистскими. Правда, отношение общества к этой проблеме на рубеже 20-30-х годов стало меняться, в первую очередь благодаря социологу, историку и писателю Ж. Фрере. В своей книге "Господа и рабы" Фрере утверждал: поскольку смешанные браки давно стерли границы между этническими группами, в стране сложилась расовая демократия. Он рассматривал бразильское смешение рас как модель цивилизации, которую надо признать и, возможно, даже экспортировать.

Идеи Фрере активно использовали демократические силы, пришедшие в Бразилии к власти во второй половине 40-х годов прошлого века. Расовая политика смягчилась, и к 50-м годам окончательно установилась видимость расовой гармонии. В ее основе лежала концепция мультирасового общества - высшего достижения расовой демократии, характеризующегося равенством всех трех рас и отсутствием дискриминации.

Теория расовой демократии имела мало общего с реальностью. Масштабное исследование, проведенное в 1951 г. при поддержке ЮНЕСКО, не только не подтвердило мысль о положительном влиянии метизации на жизнь нации, но и выявило глубокую расовую дискриминацию во всех сферах общественной жизни, наличие расовых предрассудков. Положение не изменилось и впоследствии. В 1988 г. в ходе социологического опроса 97% бразильских граждан заявили, что у них нет предубеждений в данной сфере, но 98% тех же респондентов отметили, что знают других людей, у которых такие предубеждения имеются. "Каждый бразилец чувствует себя островом расовой демократии, окруженным со всех сторон морем расистов", - иронизировали авторы опроса3. Вероятно, именно с учетом этой ситуации в 1989 г. был принят Закон 7.716, расценивающий расизм как преступление и предусматривающий наказание за него4.

В 1995 г. президент страны Ф.Э. Кардозу публично заявил, что в Бразилии всегда существовала расовая дискриминация темнокожего населения. Тогда президента поспешили обвинить в разыгрывании "расовой карты" ради собственных политических интересов. Однако в начале нынешнего столетия, в 2001 г., после Дурбанской конференции по проблемам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости, началось по-настоящему серьезное и массовое обсуждение расовой проблемы. Одновременно правительство наметило ряд акций, нацеленных на поддержку афро-бразильской части населения. Но большая часть общества не поддержала эти меры, мотивируя свою позицию невозможностью определить, кто является бенефициарием такой политики. Ее противники задавались вопросом: "Как мы можем ввести программы для поощрения черных, когда мы даже не можем определить, кто черный?5.

Расовая неопределенность

На сегодняшний день в Бразилии вопрос "кто черный?" отнюдь не является риторическим. Казалось бы, ответить на него легко. Ведь здесь, в отличие от большинства латиноамериканских стран, пункт "раса" входит в вопросник государственной переписи с 1940 г. Но дело не в цифрах, позволяющих судить о соотношении афро-бразильского и евро-бразильского населения, а в том, кто и что формирует представление о расовой классификации в Бразилии, и какое место в ней занимают цвет, раса и идентичность.

Главное отличие расовых отношений в Бразилии (например, от США) - отсутствие биполярной "черно-белой" кастовой классификации. Расовая идентичность в Бразилии не определяется происхождением. В США, в соответствии с печально известным законом о "капле крови", дети, имеющие черного родителя или прародителя, считаются черными независимо от фенотипа и расы другого родителя. Бразильская же расовая идентичность определяется фенотипом, то есть цветом кожи, волос, глаз и т.п. Поэтому она может оказаться неодинаковой у родных братьев и сестер. Один из двух братьев может быть идентифицирован как белый, а другой как черный6.

Неудивительно, что вопрос о расе в бразильской государственной переписи звучит так: Qual e a sua cor? - Какого вы цвета? Цвет - это бразильский эквивалент английского термина "раса", учитывающий сочетание физических характеристик (цвет кожи, тип волос, форму носа и губ)7.

Одним из важнейших источников формирования бразильской расовой идентичности является государство. Именно оно устанавливает и институционализирует специфические расовые/цветовые категории переписи и статистических опросов. При переписи используются две цветовых категории для потомков африканцев: прето (черный) для темнокожих и пардо (коричневый) для мулатов и метисов. Еще три категории - бранко (белый), амарело (желтый) и индижена (коренной) - описывают потомков европейцев, азиатов и индейцев.

Однако при этом критерии принадлежности к той или иной группе официально не определены. Поэтому приведенное разделение часто вызывает несогласие у некоторых групп бразильского населения, особенно тех, кто относится к официальным группам прето и пардо. Афро-бразильские активисты полагают, что отличие между этими группами "оказалось настолько же произвольным и субъективным, насколько бесполезным; оно заставляет людей, слабо разбирающихся в ситуации, принимать более мелкую группу прето за всех афро-бразильцев8.

Другим источником формирования расовой идентичности являются представления самих бразильцев о своей расовой принадлежности. Еще в 1976 г. в демографический оборот была официально введена открытая категория расы и цвета, которая не ограничивала классификацию выбора опрашиваемых четырьмя группами (белый, черный, желтый и коричневый). В результате бразильцы разделились на 135 различных цветовых категорий. 94% спонтанно приняли категории белый, светлый, темнокожий, морено (коричневый, желто-коричневый, темный или просто темноволосый), пардо и черный, в то время как остальные распределились в другие 129 групп9.

Серьезные вариации в цветовом самоопределении влекли за собой провал любой попытки количественного анализа расовой ситуации. С 1980 г. было решено ограничить выбор четырьмя категориями - бранко, пардо, прето и амарело/индижена. Категория пардо распространялась на всех индивидов мультирасового происхождения, не классифицируемых как белые, черные или желтые. Наконец, исключительно важным было сохранение принципа самоидентификации.

Перепись 1980 г. показала, что 54% жителей страны относили себя к бранко, 38% - к пардо и 5,9% - к прето, 0,7% респондентов определили себя как амарело10. Но термин "пардо" несет в себе наибольшую неопределенность. Респонденты пользовались им для самоидентификации при принудительном выборе (в отсутствие категории морено), а при возможности свободного выбора, как правило, выбирали последнюю.

Итак, расовая классификация вносит большую долю неопределенности в систему расовых отношений Бразилии. Вместе с тем на расовую идентичность оказывает огромное влияние идентичность классовая. Очень темнокожие и к тому же бедные бразильцы считаются и считают себя прето,

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет