On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Уважаемый владелец форума! Добро пожаловать. Для получения прав администратора нажмите на ссылку «Вход-регистрация». Введите имя Admin и обязательно пароль форума, то есть тот пароль, который Вы указали при создании форума. Отметьте галочкой «зарегистрироваться, я новый участник». Нажмите «ОК». Дальнейшие указания Вы найдете в личном сообщении. Вам надо будет кликнуть на мигающий конвертик или открыть ссылку Л.С в шапке форума.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 193
Зарегистрирован: 27.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.09 15:52. Заголовок: Неоказачество (1990-1997)


Губенко Олег Вячеславович
Неоказачество (1990-1997)

© Copyright Губенко Олег Вячеславович (helging@rambler.ru)
Обновлено: 31/01/2008.


В СССР казачья жизнь ещё некоторое время олицетворялась с теми кавалерийскими казачьими соединениями, которые создавались в преддверии Великой Отечественной войны и продолжали существовать до конца 40-х - начала 50-х годов, когда в ходе перевооружения и сокращения армии практически все кавалерийские части были расформированы. Память о легендарных кавалерийских полках ещё долго была жива - в 1967 году было положено начало регулярным встречам ветеранов-казаков (1, с. 319), но из системы советской армии корпоративный дух казачьих соединений, построенный на мощном воинском традиционализме, оказался вычеркнутым.
Казалось, механизм культурной ассимиляции, заложенный советской системой, неизбежно должен был уничтожить последние осколки казачьей самобытности и особенности, но этого не произошло. Казачий дух не исчез под руинами раздавленных коллективизацией остаточных и недобитых Гражданской войной проявлений общинного устройства - казачьи воинские части 30-х - 50-х годов не дали казачьему имени стать только достоянием истории. Но и с уходом кавалерии в область былого, казачий дух, как небывалая по своей живучести субстанция, остался жив, и заслуга в этом казачьей интеллигенции, подхватившей эстафету не только памяти, но и, в первую очередь, выживания.
Не малую роль в этом сыграл М.А.Шолохов, знаменитые произведения которого "Донские рассказы", "Тихий Дон" и "Поднятая целина" вышли в свет в 20-е - 30-е годы, неоднократно переиздавались и были экранизированы в 50-е - 60-е годы.
Ещё в тридцатые годы М.А.Шолохов неоднократно обращался к руководству СССР, и лично к Сталину, с просьбами и ходатайствами в отношении казачьей жизни, и в послевоенный период этот замечательный писатель оставался глашатаем казачьей жизни, вокруг которого формировалось общественное мнение в отношении героического прошлого и культурной самобытности казачества.
В 1970 году М.А.Шолохов обратился с письмом к Л.И.Брежневу с предложением напечатать в центральной прессе статьи к 400-летию Донского казачества, на что было получено официальное разрешение (1, с. 320).
Благодаря усилиям творческой интеллигенции, миллионы людей в СССР и за рубежом узнали о казачьей истории и культуре. Вот далеко неполный перечень авторов и произведений, которые вместе с немногочисленными представителями старшего поколения, сохранившего обрывки памяти о былом устройстве казачьего мира, помогли донести казачий дух до 1990 года, явившегося началом новой эпохи в истории казачества России:
ґ С.П.Злобин "Степан Разин";
ґ В.Я.Шишков "Емельян Пугачев";
ґ П.А.Загребельный "Я, Богдан";
ґ И.Л.Ле "Наливайко", "Хмельницкий";
ґ П.И.Панч "Клокотала Украина";
ґ В.И.Пистоленко "Сказание о сотнике Тимофее Подурове";
ґ А.А.Первенцев "Над Кубанью", "Кочубей";
ґ К.Ф.Седых "Даурия", "Отчий край";
ґ В.И.Балябин "Забайкальцы";
ґ Д.И.Петров (Бирюк) "Сыны степей Донских", "Степные рыцари", "Братья Грузиновы", "Сказание о казаках", "На Хопре", " Кондрат Булавин", "Юг в огне";
ґ В.М.Шукшин "Я пришел дать вам волю";
ґ И.В.Кузнецов "Крепость в степи", "На земли кавказские вольные";
ґ А.Т.Губин "Молоко волчицы";
ґ А.Д.Знаменский "Красные дни".
На рубеже 80-х - 90-х годов повсеместно в местах проживания казаков начали создаваться казачьи общественные объединения, в большинстве своем первоначально состоящие из представителей интеллигенции и нацеленные на пропаганду и развитие казачьей культуры. Так в октябре 1989 года в Ростове-на-Дону было создано добровольное общество - литературное товарищество "Шолоховский Круг" (2, с. 27).
В июне 1989 года в Москве возникло землячество казаков, и 5 января 1990 года прошел Учредительный круг землячества, на котором был избран атаманом писатель Г.Л.Немченко, взявшийся за подготовку общеказачьего съезда (1, с. 321).
Терские казаки одними из первых начали формировать структуры казачьего управления на своей территории. Ещё в 1988 году во Владикавказе начала работать инициативная группа по созданию Владикавказского отдела, который в дальнейшем возглавил Герой Советского Союза Василий Дмитриевич Коняхин (1923-2001 гг.) (3, с. 1).
23 марта 1990 года во Владикавказе состоялся Малый Круг терского казачества, на котором В.Д.Коняхин был избран атаманом (1, с. 346). Вслед за этим организационные круги прошли по всей терской земле: 5 мая образован Сунженский отдел (атаман Александр Подколзин), 12 мая - Терско-Гребенской отдел в станице Червленной (атаман Юрий Мащенко), 2 июня - Моздокский отдел (атаман Алексей Подгурский), 21 августа - Терско-Малкинский отдел (атаман Михаил Клевцов), 20 октября - Наурский отдел (атаман Александр Луганский), 8 декабря - Грозненский отдел (атаман Георгий Галкин) (2, с. 27-33).
28-30 июня 1990 года в Москве состоялся Большой Учредительный Круг Союза казаков, в работе которого приняли участие 263 делегата. Атаманом был избран А.Г.Мартынов (1, с. 322).
Казачьи общества, возникающие на территории Ставропольского края, в большинстве своем объединялись в созданный 28-29 сентября 1990 года по инициативе В.В.Ходарева и П.С.Федосова "Ставропольский краевой Союз казаков" (4, с. 158). Уже к маю 1991 года количество членов этой казачьей организации выросло до 25 тысяч (5, с. 1).
Процесс, официально названный "возрождением казачества", начинался в условиях, очень непростых для всего казачества России, а для терского - особенно. Огромный эмоциональный подъем среди казаков, который сопутствовал структурному объединению казачьих организаций Терека, наталкивался на две глобальные проблемы, наложившие отпечаток на все дальнейшие этапы жизни терцев - неспособность федерального центра решить экономические и политические проблемы Кавказа, и, как следствие этого, захлестнувший северокавказские республики всплеск националистических и сепаратистских настроений.
23-24 марта 1991 года состоялся Первый Большой Круг терского казачества, на котором атаман Коняхин доложил о том, что на этот момент число терцев достигло уже 49 700 человек, но Круг был омрачен известием о трагическом событии - в станице Троицкой ингушами накануне был убит молодой казак Виктор Типайлов (1, с. 347).
События после Круга начали развиваться лавинообразно. Уже через две недели, 7 апреля, на Пасху, был убит атаман Сунженского отдела А.Подколзин, а в ночь с 28 на 29 апреля ингушские экстремисты совершили нападение на станицу Троицкую, в ходе которого 5 казаков были убиты и 53 ранены (1, с. 347).
Крушение СССР воспринималось некоторой частью терских казаков, для которых советская и партийная система олицетворялись со стабильностью, как смертельная опасность, исходящая со стороны "выпущенных на волю" демократами северокавказских деструктивных групп. Это объясняет и факт отправки атаманом Коняхиным 19 августа 1991 года телеграммы с поддержкой ГКЧП в адрес исполняющего обязанности Президента СССР Г.Янаева. В телеграмме, в частности, говорилось: "Мы, терские казаки, приняли наше твердое решение направить свои силы и помыслы в помощь государственному комитету по чрезвычайному положению для установления стабилизации и порядка в стране. В трудное для отечества время казаки всегда приходили ему на помощь и достойно защищали мощь и величие России. Ныне мы разъединены и унижены. Необходимо сплочение политическое, экономическое, духовное. Только так мы обретем достойные нашего народа мощь и благо. Казаки с вами. Да хранит вас Бог" (6, с.2).
Как и в Ингушетии, в Чечне, начиная с 1991 года, начался всплеск антирусских проявлений. В тот период, когда Российское общество ещё пребывало, в большинстве своем, в состоянии эйфории от "энергичных" действий новых демократических структур власти, среди русского населения Грозного изначально присутствовал скепсис: "Он (Ельцин) сулил горы золотые казакам в ходе своей предвыборной кампании. А как только стал президентом, ловко уходит от прежних своих заверений" (7, с. 2).
26 апреля 1991 года был принят Закон РСФСР Љ 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов", в который была включена формулировка "...и иные культурно-этнические общности людей, например, казачество". Впервые в официальной советской лексике прозвучало слово "казачество", однако, как этот Закон, так и последующие подзаконные акты (Указ Президента РФ "О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" от 15 июня 1992 года и Постановление Верховного Совета РФ "О реабилитации казачества" от 16 июля 1992 года) носили явно декларативный характер. В целом же вышеуказанный Закон негативно повлиял на сложную межэтническую ситуацию на Северном Кавказе, спровоцировав претензии национальных лидеров на новое территориально-этническое размежевание.
Как следствие этого, начал нарастать кризис между Северной Осетией и Ингушетией, и в условиях назревающего межэтнического конфликта казаки станицы Троицкой 28 апреля 1991 года образовали Комитет по спасению Сунженских казаков. Комитет выдвинул требование о восстановлении Сунженского округа, упраздненного в 1928 году, а также о введении чрезвычайного положения на территории Сунженского района (2, с. 39). Это требование было поддержано на Малом Совете атаманов в Москве 7 мая 1991 года. В поселке Червленые Буруны (Чечено-Ингушская АССР) 4 ноября 1991 года была принята Декларация об образовании Казачье-Ногайской автономии на левобережье Терека (8, с. 13).
Подобных требований от казачьих организаций России в тот период выдвигалось не мало. Второй Большой Круг Союза казаков России, проходивший в Ставрополе 7-10 ноября 1991 года, принял Резолюцию Љ1 "О казачьем землепользовании и землевладении", Резолюцию Љ2 о признании Союза казаков Области Войска Донского правопреемником Донской республики, а так же специальное решение "О восстановлении незаконно упраздненного национально-государственного образования в составе РСФСР" (Донской республики). Круг поддержал идею создания Баталпашинской и Зеленчужско-Урупской казачьих республик в составе Карачаево-Черкесии.
Большой Круг терского казачества, прошедший во Владикавказе 15-17 ноября 1991 года, подтвердил полномочия атамана В.Коняхина и предложил создать Терскую республику в составе РСФСР (9, с. 41), но ни одно из этих решений в дальнейшем реализовано не было.
19 декабря 1991 года была образована ещё одна организация, объединяющая казаков-терцев на территории Ставропольского края - Пятигорский округ Ставропольского краевого Союза казаков (позднее округ вошел в состав Терского казачьего войска). Атаманом избран Александр Алефиров (9, с. 45). Практически с самого начала своего существования и до 1997 года эта структура стала наиболее организованной, многочисленной и энергичной (атаманы А.Алефиров - А.Куницын - В.Мороз - Ю.Чуреков) среди подобных казачьих обществ как на Ставрополье, так и в северокавказском регионе в целом.
Осетино-ингушское противостояние в октябре 1992 года переросло в кровавый конфликт в Пригородом районе Северной Осетии. Терские казаки положили начало такому характерному для казачьего движения первой половины 90-х годов явлению как волонтерство. Объявив себя частью народного ополчения Северной Осетии, многие терцы приняли участие в военных действиях, и в дальнейшем, на протяжении нескольких лет, проходили службу в качестве волонтеров-добровольцев (не получая за это каких-либо денежных или материальных компенсаций) в приграничной зоне между Северной Осетией и Ингушетией.
Казачье волонтерство требует отдельного исследования, как уникальное проявление казачьего воинского духа

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Сообщение: 194
Зарегистрирован: 27.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.09 15:53. Заголовок: Как писалось выше, н..


Как писалось выше, на протяжении всего периода 90-х годов терские казаки на различных уровнях говорили и выдвигали требования по самой злободневной проблеме - положению русского населения на Северном Кавказе.
Проявление постперестроечного всплеска национализма, а также демографические проблемы русского населения, с одной стороны, и демографический "взрыв" у народов Северного Кавказа, с другой стороны, спровоцировали серьезные изменения в этнической карте региона, и особенно в местах традиционного проживания терских казаков.
Процесс этот, по свидетельству бывшего председателя КГБ Чечено-Ингушской АССР И.Кочубея, начался ещё в "благополучном" 1990 году, когда только за один год из республики выехало русских жителей больше, чем за предыдущие 10 лет (14, с. 85). После крушения СССР в 1991 году и с началом "суверенизации" Чечни начался обвальный казачий исход с Терека и Сунжи, сопровождающийся тысячами случаев физического насилия со стороны чеченцев и ингушей в отношении русского населения. Только с 28 апреля по 21 мая 1991 года из республики выехало 144 казачьи семьи и записалось на выезд ещё 4 тысячи (15, с. 1).
Если в 1990 году в Чечено-Ингушской АССР из 950 тысяч населения "русскоязычная" часть составляла 450 тысяч, то за период 1991-1993 годов она уменьшилась на 220 тысяч (16, с. 26). С началом военного конфликта на территории Чеченской республики в 1994-1996 годах исход русского населения с территории Чечни и Ингушетии стал лавинообразным.
В этот период казаками начали проводиться социально значимые акции. С началом боевых действий многотысячные массы беженцев оказались на территории сопредельных с Чечней субъектов Российской Федерации и, в первую очередь, в Ставропольском крае. Казаками началась широкомасштабная кампания по сбору для пострадавших от последствий военного конфликта людей продуктов питания и вещей первой необходимости. Только в городе Минеральные Воды в зиму 1994-1995 годов под руководством атамана В.И.Перепелицына казаками было собрано большое количество продуктов питания, что позволило оказать помощь 5 тысячам беженцев из Грозного (каждому был выделен трехдневный паёк). Через Минераловодский казачий отдел за тот период прошло беженцев больше, чем через миграционную службу.
Терцы собирали гуманитарную помощь и для русского населения, оставшегося в Чечне, а также для частей и подразделений, находящихся в зоне боевых действий. Гуманитарные конвои, как правило, сопровождались казаками до места назначения, что позволяло им осуществлять моральную поддержку и мирного населения, и военнослужащих.
Последняя наиболее массовая и яркая попытка как-либо повлиять на решение вопроса о положении русского населения в республиках Северного Кавказа была предпринята казаками в конце 1996 - начале 1997 годов. Здесь прослеживается прямая связь с последствиями предательского "хасавюртовского договора", в соответствии с которым из Чеченской республики были выведены федеральные войска, а оставшееся русское население оказалось в положении фактических заложников.
11 декабря атаман Ю.С.Чуреков собрал Чрезвычайный Совет атаманов Пятигорского округа Терского казачьего войска. На Совет прибыл и войсковой атаман В.К. Шевцов, а также казаки и атаманы из соседних округов, таким образом, Совет атаманов Пятигорского округа приобрел статут общевойскового. Совет принял решение о проведении акций гражданского неповиновения.
В соответствии с этим решением 13-14 декабря 1996 года в городе Минеральные Воды был собран чрезвычайный бессрочный Круг Терского казачьего войска (приняло участие около 3 тысяч казаков). На Круге были выдвинуты следующие требования:
- прекратить преследование казаков за хранение оружия "приобретенного для самообороны, так как правительство не способно нас защитить";
- немедленно провести государственную регистрацию Терского казачьего войска;
- отделить от Чечни "исторические казачьи районы" и включить их в состав Ставропольского края с дальнейшей перспективой восстановления Терской области;
- вооружить и ввести казачьи батальоны в Наурский и Щелковский районы Чечни.
Во время работы Круга 13 декабря было проведено часовое пикетирование на трассе Ростов-Баку, осуществленное путем перекрытия автотрассы в районе горы Кинжал. На следующий день, 14 декабря, одна часть казаков вместе с милицией выставили посты на важнейших автомагистралях, другая часть - в течение часа блокировали в Минеральных Водах аэровокзал и железнодорожную станцию. В случае невыполнения требований Круга казаки грозились расширить акции протеста.
28 декабря 1996 года в поселке Иноземцево провел свою работу Совет атаманов Юга России (о нем уже упоминалось выше). Были приглашены и приняли участие в работе: заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Б.А.Березовский, губернатор Ставропольского края А.Л.Черногоров, руководитель администрации Кавказских Минеральных Вод И.И.Никишин, заместитель начальника Главного управления Казачьих войск при Президенте РФ генерал-майор О.В.Пьянков. На Совете атаманов Юга России были поддержаны решения, провозглашенные терскими казаками 13 декабря в Минеральных Водах, и прозвучало в адрес федерального центра требование выполнить их до 15 января 1997 года.
Для того чтобы ускорить процесс принятия федеральным центром ответных действий, 10 января 1997 года состоялась общая акция протеста в разных регионах России. Казаки Дона, Кубани и Терека вышли на улицы с лозунгами: "Руки прочь от левого берега Терека!", "Немедленно включить казаков-терцев в Государственный реестр" (12, с. 4).
Вслед за этим, 15 января, в поселке Иноземцево вновь собрался Совет атаманов Юга России в количестве 310 человек (Терское войско - 130, Кубанское войско - 93, Донское войско - 52, Ставропольское войско - 30, Калмыцкое войско - 5). Были приняты следующие решения:
1. Создать Совет атаманов казачьих войск Юга России в составе атаманов войск для координации практических действий казачества, направленных на предотвращение реальной опасности развала России.
2. Немедленно обратиться в Конституционный суд РФ с иском о конституционности отторжения исторических казачьих земель в состав ЧИАССР и территориальных претензиях самопровозглашенной республики Ичкерия на эти земли (Наурский и Шелковской районы).
3. Потребовать от Президента России немедленного реестра Казачьих войск юга России.
4. Создать вооруженные казачьи формирования самообороны.
5. Потребовать выделить время еженедельно для программы "Казачий час" на ОРТ и других каналах, подготовленный силами казачьего информационного центра.
6. Обеспечить представительство казаков во всех структурах, связанных с решением чеченского вопроса и иных конфликтных ситуаций.
7. Категорически потребовать прекратить преследования казаков и закрыть уже заведенные уголовные дела, связанные с хранением и ношением оружия для самообороны. Амнистировать ранее осужденных.
8. Потребовать немедленного приведения конституций и законодательных актов субъектов РФ (Чечня, Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Осетия, Карачаево-Черкессия) в соответствии с Конституцией и законами РФ. Укрепить границы с Чечней силами военных казачьих подразделений.
9. В случае невыполнения наших требований Совету Атаманов Юга России подготовить комплекс мер по проведению акций протеста.
10. Потребовать от Президента РФ и Государственной Думы территориальной реабилитации казачества.
Совет атаманов установил для федеральных структур и сроки исполнения: до 25 января дать ответ (12, с. 3).
Сбить накал казачьих страстей федеральным структурам власти удалось, как и в августе 1993 года, с помощью убедительных обещаний разобраться в проблемах казаков и региона в целом. Тактика оттяжки времени давала возможность власти переждать наивысший эмоциональный и психологический пик противостояния, после чего казаки, заметно выдохнувшись, соглашались на любые предложения официальных структур о необходимости проработки поставленных терцами вопросов, при этом чувствуя себя победителями.
На некоторые уступки казачьим требованиям пошли и структуры власти субъектов Юга России, в том числе и Ставропольского края. Ещё ранее, 30 мая 1996 года, Постановлением Государственной Думы Ставропольского края было утверждено "Положение о казачестве в Ставропольском крае" (8, с. 51).
19 декабря 1996 года Государственная Дума Ставропольского края утвердила положение об отрядах самообороны, в соответствии с которым казаки получили право формировать отряды, подчиняющиеся главе соответствующего муниципального образования, и в чрезвычайных ситуациях использовать огнестрельное оружие (1, с. 353).
Отвлекло терских казаков от процесса "выбивания" из федерального центра ответа на предъявляемые ими глобальные требования и нарастающее внутривойсковое противостояние. Наиболее активная часть терских казаков - Пятигорский округ во главе с атаманом Ю.С.Чурековым выступала инициатором самых массовых и скандальных акций. Для некоторой, более осторожной, части казачьих лидеров казалось, что демарши Пятигорского округа мешают выстроить нормальный диалог с представителями власти, и это, якобы, тормозит многие решения, связанные с развитием казачьего движения не только в регионе, но и в России в целом. Кроме этого, войсковой атаман В.К.Шевцов воспринимал факты прямого обращения атаманов станиц, отделов, и даже округов Терского войска к атаману Чурекову по тем, или иным вопросам, как разрушение вертикали власти. В связи с этим, в повестку дня Большого Чрезвычайного Круга Терского казачьего войска, проходившего в городе Буденновск 30 января 1997 года, был экстренно включен пункт об упразднении окружной системы и подчинении казачьих отделов Управлению Атамана войска.
Самым интересным в этой истории является то, что вопрос о ликвидации округов (при этом все делегаты Круга понимали, что вопрос стоит о Пятигорском округе) был принят подавляющим большинством голосов. И предложение В.К.Шевцова не получило отпора от казачьих лидеров низшего и среднего звена, на наш взгляд, по одной главной причине - в Чурекове атаманы видели угрозу своей мнимой стабильности и власти (с претензией на абсолютность), частью полномочий которой с окружным атаманом пришлось бы рано или поздно поделиться. К тому же, в отличие от 1990-1993 годов, когда все казачьи общества были равны в своем безденежье, в 1994-1997 годах некоторые атаманы (особенно на территории Ставрополья) смогли принять участие в приватизации муниципальной и государственной собственности, и, таким образом, в некоторых казачьих обществах, а кое-где и у атаманов лично, появились рынки, стоянки, магазины, объекты бытового обслуживания и общественного питания. Прямая подчиненность находящемуся довольно далеко войсковому атаману (Прохладный, Владикавказ) являлась для этих атаманов станиц и отделов некоторой гарантией того, что Шевцову, в отличие от Чурекова, будет просто физически невозможно тотально контролировать все происходящие в казачьих обществах экономические процессы. Таким образом, с одной стороны, Терское казачье войско становилось более структурированной организацией, с другой стороны, казачьи отделы все более обособлялись, как в политическом, так и экономическом плане, и с этого момента началось почти автономное развитие социально-экономических отношений в разных казачьих обществах, имеющих юридическую самостоятельность. В организационном плане Терское казачье войско (как, впрочем, и другие казачьи войска) приобретало форму конфедерации независимых казачьих обществ, и форма эта, с некоторыми изменениями, сохранилась до сих пор.
По инерции Пятигорский округ ещё некоторое время продолжал существовать, и уход его с политической арены сопровождался очень шумным событием.
16 февраля 1996 в станице Стодеревской Ставропольского края казаки, приехавшие из Санкт-Петербурга и купившие здесь домовладение, оказали вооруженное сопротивление милиции при попытке обыска дома. В результате перестрелки погибли два милиционера, казаки были арестованы.
Спустя год, в феврале 1997 года, в Пятигорске начался судебный процесс по "стодеревскому делу", на который прибыло не менее 1 тысячи казаков, начавших пикетирование рядом со зданием суда. Сюда же были стянуты значительные силы милиции, ОМОН, сотрудники спецподразделений. Началось противостояние, готовое перерасти в кровопролитное столкновение, при этом, обе стороны были настроены очень решительно.
Налицо было моральное давление на членов суда, на представителей обвинения со стороны казаков, в результате чего, 77-я прим.2 статья Уголовного Кодекса РФ ("совершение преступления вооруженными бандформированиями"), грозившая обвиняемым высшей мерой наказания, была заменена статьей 102 п. "д" ("умышленное убийство двух и более граждан").
13 февраля 1997 года был оглашен приговор, который казаки встретили с ликованием. Алексей Гончаренко (казак, открывший огонь по милиции) был спасен от смертной казни, получив 14 лет лишения свободы. На небольшие сроки были осуждены остальные казаки, проходившие по данному делу.
Эйфория победы окрылила терцев, отодвинув на второй план требования глобального масштаба. Отличалось от предшествующих требований и решение очередного Совета атаманов юга России. Если ранее этой структурой использовалась тактика политического шантажа органов власти возможными акциями гражданского неповиновения, то теперь во всех пунктах прослеживалась переговорная тенденция, вплоть до предложения о проведении рабочей встречи с А.Масхадовым (17, с. 3). Да и федеральный центр, находясь в состоянии растерянности после политического поражения в Чечне, не мог допустить для себя даже мысли о возможности ещё одних уступок, аналогичных по масштабу тем, что были допущены на переговорах "Лебедь - Масхадов" в Хасавюрте. При этом федеральный центр постарался сделать акцент на тех казачьих требованиях, которые выполнить было не сложно - включение Терского казачьего войска в Государственный реестр и показ телевизионной передачи о казаках по ОРТ (трансляция осуществлена 1 марта 1997 года).
12 февраля 1997 года Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Устав Терского казачьего войска, а в апреле во Владикавказе прошел Большой Круг Терского войска, на котором делегаты (присутствовало около 1 тысячи казаков) проголосовали о вхождении в Государственный реестр. На этом закончился первый период новой казачьей истории, очень часто именуемый "периодом возрождения казачества".
Разбирая обоснованность использования этой формулировки, считаем необходимым заметить, что на протяжении первой половины 90-х годов не произошло восстановления таких фундаментальных основ старого казачества, как атаманское правление, землевладение и землепользование, казачья служба, и, самое главное, подтверждение прав на все эти казачьи особенности государственным законодательством.
Попытка проведения в станице Воровсколесской Ставропольского края эксперимента по введению атаманского правления, как уже было написано выше, закончилась полным провалом. Уникальной была история сформированного в разрез с федеральным законодательством, но с учетом старых казачьих традиций, батальона имени генерала Ермолова, но и эта история осталась без продолжения. Причин расформирования батальона много, но основная причина, на мой взгляд, связана не с интригами политиков и высших военных чинов, но с тем, что казаков, пожелавших восстанавливать старый казачий воинский уклад в условиях практически непрерывных боевых действий, оказалось сравнительно не много. Земельные вопросы, как и необходимость территориальной реабилитации, о которых казаки говорили и требовали очень много, не были решены вообще. Правовые аспекты остались на уровне второстепенных по своему статусу Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, не нашедших свое продолжение в виде федерального Закона о казачестве, или же поправок к уже существующим федеральным Законам. Отсюда следует, что мнение некоторой части казаков о том, что "возрождение казачества" закончилось, является не совсем корректным. Для периода с 1990 по 1997 год, по нашему мнению, более подходит название периода надежды на возрождение казачества, и надежда эта, к сожалению, потерпела полное фиаско.
Терское казачье войско, прошедшее хорошую школу жизни в условиях переломной эпохи, получившее собственную героическую боевую историю и первые опыты политической борьбы, тем не менее, не избавилось от доверчивости, и двинулось от иллюзии состоявшегося возрождения к очередной иллюзии, спрятавшейся под привлекательным термином "государственной службы".

Примечания:

1. Агафонов О.В., Казачьи войска России во втором тысячелетии. - Москва, 2002.
2. 10 лет возрождения. Хронология казачьего движения (1989-99). - "Казаки России", октябрь 1999.
3. "Терский казак", Љ1(32) 1993.
4. Масалов А.Г., Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI века. - Ставрополь, 2002.
5. "Казачье слово", Љ1, май 1991.
6. "Станица", Љ1, январь 1992.
7. "Грозненский казак", Љ1 (6), 1992.
8. Таболина Т.В., Казачество: формирование правового поля. - Москва, 2001.
9. 10 лет возрождения. Хронология казачьего движения (1989-99). - "Казаки России", ноябрь 1999.
10. Игнатьев Б.Б., Казачество в настоящее время (Казаки в войнах России). - Москва, 1999.
11. "Казачий Круг", Љ6, 4 сентября 1993.
12. "Терский казак", Љ1(40), январь 1997.
13. "Терский казак", Љ2(13), февраль 2006.
14. Комиссия Говорухина (Свидетельства, заключения, документы, собранные Комиссией под председательством С.С.Говорухина). - Москва, 1995.
15. "Терский казак", Љ8(17), июнь 1991.
16. Петров Г., Большой Круг Терского войскового казачьего общества. - "Казаки" Љ1, 2003.
17. "Терский казак", Љ4(43), апрель 1997.

http://artofwar.ru/g/gubenko_o_w/text_0019.shtml

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет