On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Уважаемый владелец форума! Добро пожаловать. Для получения прав администратора нажмите на ссылку «Вход-регистрация». Введите имя Admin и обязательно пароль форума, то есть тот пароль, который Вы указали при создании форума. Отметьте галочкой «зарегистрироваться, я новый участник». Нажмите «ОК». Дальнейшие указания Вы найдете в личном сообщении. Вам надо будет кликнуть на мигающий конвертик или открыть ссылку Л.С в шапке форума.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 220
Зарегистрирован: 27.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.09 15:31. Заголовок: ОЧЕРК ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ РАССЕЛЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ


ОЧЕРК ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ РАССЕЛЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ

В качестве особой субэтнической еврейской группы горские евреи (самоназвание – джугьур, juhur; (мн. ч. джугьургьо (juhurho) или джугьуру(н)) сформировались на Восточном Кавказе – на территории современных Республики Дагестан (в составе Российской Федерации) и Азербайджанской Республики. Их разговорным языком является так называемый еврейско-татский или горско-еврейский язык, который сами горские евреи называют джугьури (juhuri). В его основе лежит диалект среднеперсидского. Горско-еврейский язык содержит также довольно значительный пласт лексических заимствований из арамейского и древнееврейского и, кроме того, из современных азербайджанского, кумыкского и др. языков.



В этнокультурном отношении горские евреи являются частью мира иранского еврейства, с которым они еще в начале XIX в. – до включения Восточного Кавказа в состав России – поддерживали довольно тесные связи. Об этом может свидетельствовать, например, их знакомство с языком зебони ‘имрани[1], посредством которого иранские евреи, говорившие на различных диалектах, общались между собой[2].

Несмотря на некоторые различия в культуре между отдельными этнографическими группами горских евреев, их представители легко роднились друг с другом, но при этом очень редко вступали в браки с представителями других еврейских субэтнических групп – ашкеназами, грузинскими и среднеазиатскими евреями. Вплоть до последних десятилетий ХХ в. горские евреи очень редко вступали в браки с иноверцами, а бóльшая часть смешанных браков в этот период приходилась на евреев-ашкеназов[3]. В целом же, можно констатировать, что для горских евреев характерна ярко выраженная эндогамия[4].

Кавказские народы при наименовании горских евреев используют адаптированный к их языкам тюркско-иранский термин джууд||джиут «еврей»: лезгины – ччувуд, табасаранцы – жугьуд, азербайджанцы и кумыки – жугьуд, даргинцы жуфуд и т.д. При этом важно иметь в виду, что джууд||джиут восходит к др.-евр. *ehud «иудей, представитель колена Иуды».

Эндоэтноним джугьур (juhur) также представляет собой одну из форм тюркско-иранского *джууд, причем ротация *д>р является одной из характерных особенностей горско-еврейского языка. Кстати, идентифицируя себя в качестве евреев, горские евреи иногда применяют к себе также и неискаженное тюркско-иранской передачей исходное, др.-евр. ehud, а также ivri, но оба эти термина используются крайне редко – в основном, людьми, имеющими религиозное образование, и, в основном, в контексте еврейской религиозной традиции. Кстати, этноним «джугьур» горские евреи употребляют и в отношении представителей других еврейских субэтнических групп, а также в отношении всего еврейства в целом, но при этом, в случае необходимости, вводятся уточнения – русские евреи или наши евреи и т.д.

Сочетание горские евреи было введено в оборот русской военной администрацией в XIX в., что объяснялось необходимостью отличать восточнокавказских евреев от европейских, причем определение «горский» было связано с тем, что в тот период в официальной номенклатуре русской военной администрации все кавказские народы, независимо от зоны своего традиционного проживания, именовались горскими. Тогда же, в XIX в., сочетание «горские евреи» вошло в этнографическую литературу, а при советской власти оно долгое время являлось официальным названием этого народа[5].

I. Исторические свидетельства о пребывании евреев на Восточном Кавказе в средневековый период

В ряде своих работ я попытался дать обоснование гипотезы о том, что появление первых еврейских общин на Восточном Кавказе относится к сасанидской эпохе или, точнее, к VI в., и что оно было связано с насильственным переселением в этот край тех евреев Вавилонии, которые участвовали в движении маздакитов[6]. В качестве одного из доводов в подтверждение этой гипотезы мною было приведено свидетельство албанского историка Мовсэса Каланкатуаци о евреях, которые во время событий 627–628 гг., когда на территорию Закавказья вторгся византийский император Ираклий (610–641), жили в городе Партаве (более позднее арабизированное название этого города – Берда‘а), административном центре Кавказской Албании[7]. Это самое раннее свидетельство о пребывании евреев на Восточном Кавказе.

Хорошо известно, что в более ранний период евреи жили на территории Большой Армении, и, следовательно, они могли переселиться из Армянского Аршакидского царства в Албанию[8]. Однако против подобного предположения можно привести ряд очень важных контраргументов.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что, согласно данным армянских историков V века Мовсэса Хоренаци и Фавста Бузанда[9], потомки тех евреев, которых в I в. до н.э. армянский царь Тигран II (около 95 – около 55) переселил из Сирии и Малой Азии в Большую Армению, были зимой 368–369 г. уведены в плен и поселены в Хузестане (Сузиана) и Исфахане. Напомню, что в данном случае имела место акция, направленная на экономическое ослабление Армянского Аршакидского царства: все армянские города были взяты штурмом и разрушены (кстати, в Армении евреи жили именно в городах), а, кроме того, персидскими солдатами были вырублены все плодовые деревья[10]. О том, насколько планомерно и пунктуально персы проводили эту акцию, свидетельствует тот факт, что с этого времени источники больше уже не упоминают о евреях Большой Армении. Таким образом, евреи не могли переселиться в город Партав из Армении.

Можно было бы рассмотреть возможность переселения евреев в Партав из Грузии, но этому препятствует отсутствие каких-либо данных на этот счет. Единственный же довод против возможности такого переселения состоит в следующем.

Во-первых, в армянских источниках V века, в частности, в сочинениях Фавста Бузанда и Елишэ, неоднократно приводятся очень подробные списки восточнокавказских народов, но при этом евреи там не упоминаются ни разу, то есть следует полагать, что в Западном Прикаспии евреи появились несколько позднее. Во-вторых, Партав возник при сасанидском шаханшахе Каваде I (488–531)[11], и, судя по всему, этот город, как и многие другие укрепленные пункты, строившиеся на Восточном Кавказе при Каваде I и его сыне Хосрове I Ануширване (531–579), был заселен выходцами из Ирана. Таким образом, можно считать неслучайным тот факт, что первое свидетельство о пребывании евреев на Восточном Кавказе связано именно с новым городом, возникшим в VI в., в период правления Кавада I. И следует полагать наиболее вероятным, что партавские евреи являлись выходцами из Ирана, но – не из Грузии. А если это так, то можно предположительно говорить о том, что упоминание о партавских евреях является самым ранним свидетельством переселения какой-то части вавилонских евреев на Восточный Кавказ.

2. Следующее по времени свидетельство о пребывании евреев на Восточном Кавказе принадлежит арабо-персидскому автору Ибн Рустэ, сочинение которого было написано в начале Х в., но его сообщение, которое будет рассмотрено ниже, относится к более раннему периоду – к IX или, может быть, даже к VIII в. Ибн Рустэ пишет, что по соседству с владением Сарир есть город Хайдан, царь которого – Адзар-Нарса – исповедует три религии: в пятницу он молится с мусульманами, в субботу – с евреями, в воскресенье – с христианами[12]. Топоним «Хайдан» следует реконструировать как *Хайдак[13], то есть Кайтаг. Таким образом, в данном сообщении Ибн Рустэ можно видеть прямое свидетельство пребывания евреев к северу от Дербента, по крайней мере, начиная с IX в.

3. Следующее такое свидетельство связано с хазарским документом, который известен как «Кембриджский Аноним» или «Текст Шехтера». В нем сообщается, что после того, как хазары обратились в иудаизм, они достали из пещеры «в долине TYZWL» священные еврейские книги[14]. По мнению П.К. Коковцова, В.Ф. Минорского и О. Прицака, Тизул – это неправильное написание ойконима Тарку[15]. Кстати, в письме хазарского царя Иосифа этот же ойконим передается как Т-д-лу. Тарку (горско-евр. Торху, Торхун) – это местное, дагестанское название города Семендера, первой столицы хазарских каганов (современный поселок Тарки, ныне находящийся в черте города Махачкалы). Если принять во внимание, что евреи должны были успеть укрыть свои священные книги в указанной пещере еще до обращения хазар, и что принятие иудаизма хазарами относится к VIII или IX в., то пребывание евреев в районе Тарков надо относить к более раннему времени – по крайней мере, к VII или началу VIII в.

4. Следующее по времени известие о восточнокавказских евреях хорошо известно. Оно принадлежит французскому дипломату Гильому де Рубруку, который в XIII в. посетил Дербент и области, расположенные к югу от этого города. Он сообщает, что множество евреев жило в городе Самароне (Шабран), а также и в некоторых других населенных пунктах. Последние, судя по описанию де Рубрука, являлись укрепленными поселениями, входившими в систему Гильгинчайской длинной стены[16]. Кстати, из одного горско-еврейского предания, зафиксированного в XIX в. И.Я. Черным[17], следует, что в крепости Чирахкала, входившей в систему Гильгинчайской стены, евреи жили еще до периода восточнокавказских походов Надиршаха, то есть, по крайней мере, с XVII в.

5. Еще одно свидетельство принадлежит неизвестному автору истории дагестанского аула Ирхан. Там сообщается буквально следующее: «В квартале (алламах) Каршаб[18] было тридцать пять еврейских домов, которые платили харадж эмиру Ирхана»[19]. В связи с этим сообщением можно заметить, что в средневековых арабо-персидских источниках нет сведений о стране или городе Ирхан, но они присутствуют во всех списках дагестанского исторического сочинения «Дербенд-наме», которое дошло да нас в переработанном виде, причем уже установлено, что данная переработка принадлежит автору XVII в. Мухаммаду Аваби Акташи. Надо полагать, что сведения об этом городе, фигурирующие в истории аула Ирхан, так же как и сведения «Дербенд-наме», восходят к обнаруженному А.К. Аликберовым протографу «Дербенд-наме», датируемым приблизительно XII веком[20]. В таком случае, данное свидетельство о евреях аула Ирхан надо относить к тому же XII в.

6. О значительной древности еврейской общины Каракайтага свидетельствуют предания об ущелье Джууд-Гатта (кайтаго-даргинск. ЖугьутIла кьатти[21], даргинск. ЖугьутIла къатта[22] «Еврейское ущелье»). У горских евреев оно было известно как Дерей-Гата (Дерей-Гъэте, Derey Qäte) «ущелье Гата, Гатинское ущелье». По преданию горских евреев Маджалиса, в давние времена их предки жили именно в этом ущелье, расположенном в нескольких километрах выше от Маджалиса[23].

А.-К. Бакиханов относил основание Маджалиса как резиденции кайтагских уцмиев к концу XVI в.[24] В таком случае, возникновение еврейского поселения в Гатинском ущелье следует относить к более раннему периоду – по-крайней мере, к началу XVI или даже к XV в.[25]

Приведенные свидетельства позволяют сделать вывод о том, что на протяжении всего средневекового периода, начиная с VII в., а, вероятнее всего, даже с VI в., на Восточном Кавказе уже имелось еврейское население – как к северу от Дербента, так и к югу от него. Однако, нельзя не заметить, что между упоминаниями о восточнокавказских евреев в средневековый период и между упоминаниями о них Адамом Олеарием[26] (XVII в.) существует некоторый хронологический разрыв – в 200 лет или даже больше, что создает определенную проблему в попытках наметить генетическую связь между средневековыми евреями Восточного Кавказа и современными горскими евреями. Однако следует принять во внимание, что для периода XIV–XVI в. источников по истории этого края очень мало, и особенно по его этнической истории. Этим, на мой взгляд, и объясняется отсутствие свидетельств о пребывании евреев на Восточном Кавказе в этот период. Впрочем, одно такое свидетельство есть, правда, связано оно с преданиями горских евреев о попытках насильственного обращения их предков в ислам, которые предпринимались во время походов на Восточный Кавказ Тамерланом (конец XV в.).

Таким образом, как мне представляется, можно достаточно уверенно говорить о том, что между средневековыми евреями Восточного Кавказа и современными горскими евреями существует недвусмысленная генетическая связь, и этногенез горских евреев можно представить следующим образом: основой для формирования горско-еврейской субэтнической группы стал этнический субстрат, представленный евреями, переселенными в VI в. из Вавилонии; позднее, в средневековый период он пополнялся за счет переселенцев из соседних регионов, а еще позднее в состав этого субстрата интегрировались переселенцы и из более отдаленных стран – Ирака, Ирана, главным образом, из Гиляна, из Украины и т.д. Этот процесс нашел отражение, как в генеалогических преданиях горских евреев, так и в ряде документов. Их рассмотрение не входит в задачу данной статьи.

II. Упоминания о евреях Восточного Кавказа в XVII-XVIII веках

Начиная с XVI в. или даже ранее европейские страны проявлять интерес к странам, имевшим выход к Каспийскому морю. С этог

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет [см. все]


администратор




Сообщение: 221
Зарегистрирован: 27.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.09 15:32. Заголовок: Итак, подводя итог..




Итак, подводя итог, можно отметить, что до XIX в. горские евреи жили преимущественно на Восточном Кавказе – на территории современных Дагестана (Кайтаг, Табасаран, Дербентское ханство) и Азербайджанской Республики (Еврейская Слобода города Кубы и др.), а в XIX в. отдельные группы горских евреев стали селиться в селах Нагорного Дагестана, а также во владениях шамхала Тарковского и в различных пунктах Северного Кавказа – крепостях Грозная, Нальчик, станице Усть-Джегутинской (горско-евр. Джегонас) и др. Постепенно численность горских евреев, переселявшихся в течение XIX–XX вв. в различные районы Северного Кавказа, возросла настолько, что к 80-м гг. ХХ века стала сравнимой с их численностью в Дагестане и Азербайджанской Республике. До конца перестроечного периода в Советском Союзе (1985–1991 гг.) в этих трех зонах и было сосредоточено подавляющее большинство горских евреев, хотя к тому времени довольно значительное их число осело в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Израиле.

На закате перестройки и сразу после нее более половины горских евреев переселилось в Израиль, что было вызвано, главным образом, криминальным беспределом в кавказских республиках Российской Федерации. В этот же период довольно значительное число горских евреев осело в Соединенных Штатах, Канаде и Германии. В России на данный момент наибольшее число горских евреев сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и в городах так называемой Кавминводской зоны (Пятигорск, Ессентуки, Минеральные воды и других – суммарно не более 5 тысяч); в Дагестане же осталось не более четырех тысяч горских евреев, а в Азербайджане – 8–10 тысяч.

Существуют различные оценки общей численности горских евреев, но все они, как правило, завышены – от 100 до 150 или даже 200 тысяч человек. Более реальной представляется цифра в 60–70 тысяч человек.

Семенов И.Г.

12.02.2009



--------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Агарунов Я.М. Большая судьба маленького народа. М., 1995. С. 16. Не вполне внятные и несколько фантастические сведения о знакомстве горских евреев с языком зебони ‘имрани (горско-еврейск. зебони гIимрони или зебони гIуьмрони) приводит Б.В. Миллер (Миллер Б. Таты, их расселение и говоры (материалы и вопросы) // Изв. Общ-ва обследования и изучения Азербайджана. № 8. Вып. 7. Баку, 1929. С. 18–19). Ныне этот язык среди горских евреев совершенно неизвестен, правда, Я.М. Агарунов утверждает буквально следующее: «Этот самый язык «имрани» и ныне существует в Слободе в г. Кубе, и я в молодые годы знал его» (Агарунов Я.М. Большая судьба маленького народа. С. 16. Прим. 3).

[2] См.: Жуковский В.А. Материалы для изучения персидских наречий. Ч. 1. М., 1888. С.

VIII сл.

[3] См.: Горские евреи: История, этнография, культура / Сост. и научн. ред. В. Дымшица; Пер. с иврита Ю. Мурадова; Вступит. ст. М. Членова; Под общей ред. И. Бегуна. Иерусалим; М., 1999. С. 189.

[4] Семенов И.Г. Горские евреи. Некоторые аспекты этнической идентификации (конец XIX – начало XXI века) // Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований. 2003. № 3 (27). С. 191–192.

[5] И.Ш. Анисимов утверждал, что горские евреи получили на Кавказе «наименование «Даг-Чуфут», то есть горские евреи» (Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы // Сб. материалов, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып. III. М., 1888. С. 182; отд. изд. – М.: тип-я Е.Г. Потапова, 1888. Новое издание: Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. М.: Наука, 2002.

[6] Семенов И.Г. Кавказские таты и горские. Казань, 1992; Он же. О происхождении горских евреев. М., 1997; Он же. О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар // Материалы Международного научного симпозиума «Горские евреи Кавказа». 24-26 апреля 2001 г., Баку – Куба – Красная Слобода. Баку, 2002. С. 35-47.

[7] Мовсэс Каланкатуаци [Моисей Каганкатваци]. История страны Алуанк / Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш.В.Смбатяна. Ереван, 1984. 2.10. С. 77.

[8] Недавно А.К. Аликберов выступил с утверждением о том, что в Грузию и Албанию евреи переселились из Армении (Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (IX-XII вв.) / Серия: Культура народов Востока: Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др. М., 2003. С. 457), однако, этот исследователь проявляет полную некомпетентность во всем, что касается древней и средневековой истории евреев. Так, например, с одной стороны, он заявляет, что кавказские таты являются по происхождению иранцами-зороастрийцами, а горские евреи – потомками галилейских евреев (Там же. С.457), но, с другой стороны, говоря о еврейских поселениях в Закавказье, он приводит заимствованный из работ В.Ф. Миллера список татских сел – Лагидж, Химран, Аган, Горсала и др. (Там же. С. 455), в которых горские евреи никогда не жили.

[9] История Армении Моисея Хоренского / Пер. Н.О. Эмина. М., 1893. 3.35; История Армении Фавстоса Бузанда / Пер. с др.-арм. и коммент. М.А. Геворгяна; Под ред. С.Т. Еремяна; Вступ. ст. Л.С. Хачикяна. Ереван, 1953. 4.55.

[10] Аммиан Марцеллин. Римская история (Res Gestae) / Пер. с лат. Ю.А.Кулаковского и А.И. Сонни; Вступ. ст. Л.Ю. Лукомского. СПб., 2000. 27.12.13.

[11] У Мовсэса Каланкатуаци (1.15) сказано о том, что город Партав был построен албанским царем Вачэ II по приказу шаханшаха Пероза (459-484), однако, как замечает А.А. Акопян, это сообщение не выдерживает критики. Целый ряд средневековых арабо-персидских источников указывает на то, что Партав был построен Кавадом (см.: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с арабск., коммент., исслед-е, указ-ли и карты Н. Велихановой. Баку, 1986. С. 109; Ал-Баладзори. Книга завоевания стран [Текст 4-х глав] / Текст и пер. с арабск. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Вып.3. Баку, 1927. С. 5–6; Ибн-ал-Факих. Книга стран / Пер. Н.К.Караулова // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 31. Тифлис, 1902. С. 15). В связи с этим А.А. Акопян полагает, что встречающийся у Мовсэса Каланкатуаци другой вариант названия этого города – Перозапат («стена Пероза») – является искажением от *Пероз-Кавад (ср.-перс. «Кавад- победитель»), что то же что и Фируз-Кавад средневековых арабо-персидских источников (Акопян А.А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. С. 123). В.Ф. Минорский полагал, что город Фируз-Кавад находился на территории современного города Кубы в Азербайджанской Республике (Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI вв. М., 1963. С. 213. Прим. 110)). Кроме того, из сочинения армянского историка V в. Елишэ известно, что царь Вачэ II сразу же после воцарения шаханшаха Пероза (463–484) поднял восстание и стал вести военные действия против персидских войск, расквартированных в Албании (Егише. О Вардане и войне армянской / Пер. с др.-арм. И.А.Орбели; Примеч. К.Н.Юзбашяна. Ереван, 1971. С. 161). А поскольку его восстание закончилось отречением от престола, то ни до начала восстания, ни после его окончания, Вачэ II не мог вести строительство города Партава.

[12] См.: Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI вв. М., 1963. С. 220.

[13] Там же.

[14] Голб Н. и Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века / Пер. с англ.; Научная ред-я, послесловие и коммент. В.Я. Петрухина. М.; Иерусалим. 1997 (5757). С. 139. См. также: Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. С. 115.

[15] Там же. С. 100-101. Прим. 3; С. 115. Прим. 4; Minorsky V. A New Book on the Khazars // Orients. Leiden, 1958. P. 133; Голб Н. и Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. С. 154.

[16] О Гильгинчайской (Гильгильчайской) длинной стене, сооруженной при Каваде I или Хосрове I, см.: Пахомов Е.А. Крупнейшие памятники сасанидского строительства в Закавказье // Проблемы истории материальной культуры. Л., 1933. № 9-10. С. 40-42; Алиев А.А. Археологические раскопки Гилгилчайского оборонительного сооружения // Изв. АН АзССР. Сер. Истории, философии и права. 1984. № 3. С. 64-70; Абдуллаев Х.П. Гильгильчайская оборонительная стена и крепость Чирах-кала // Советская археология. 1968. № 2.

[17] Черный И.Я. Горские евреи // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3. Отдел 1. С. 17-18.

[18] Каршаб – квартал селения Аракани Унцукульского р-на Дагестана (История Ирхана / Введ., пер., коммент. А.Р.Шихсаидова // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 167. Комм. 2).

[19] Там же. С. 164.

[20] См.: Аликберов А.К. О протографе Дарбанд-нама и его авторе // Восток: прошлое и будущее народов. М., 1991. Т. 4. С. 63–65.

[21] Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Дагестан в XV–XVI вв. (Вопросы исторической географии). Махачкала, 2004. С. 139, 140, 152.

[22] Информация Б.Г.Алиева, гл. научн. сотр. Ин-та истории археологии и этнографии Даг. научного центра Российской Академии наук.

[23] В июле 2004 г. мною совместно с Хэном Брамом (Еврейский ун-т в Иерусалиме) было проведено визуальное обследование долины Дерей-Гъэте. Расположено оно по дороге из Маджалиса в Уркарах (районный центр Дахадаевского р-на), вдоль левого края автомобильного шоссе, и представляет собой ровную поляну, вытянутую между краем дороги и обрывистым левым берегом речки Дживус, которая двумя километрами ниже впадает в реку Уллучай. Приблизительно в средней части поляны находится родник, который по-даргински называется ГIазизла ГIинизлашин. В 2005 г. мною совместно с заведующим отделом гос. музея истории религий (Санкт-Петербург) Кашовской Натальей Васильевной было произведено новое обследование долины Дерей-Гъэте. Были выявлены следы жилых и хозяйственных построек, пашенных участков, а также погребального комплекса.

[24] Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам / Ред-я, коммент., примеч. и указ-ли З.М. Буниятова. Баку, 1991. С. 109.

[25] В предании, записанном В.Ф. Миллером, приводится информация о существовании в ущелье Дерей-Гата пяти еврейских селений. Однако, эти сведения находятся в противоречии с записанным мной сообщением Алхазова Шамахиё Яхьяевича (уроженец Маджалиса, 1926 г.р., до 1975 г. жил в родном селе) о том, что в ущелье Дерей-Гата находилось только одно еврейское селение. Об этом же поведал проф. Б.Г. Алиеву его информатор из даргинского селения Ираги. Возможно, что данное противоречие можно примирить с помощью других сведений, полученных Б.Г. Алиевым: помимо большого еврейского села, располагавшегося в Дерей-Гата, существовало еще несколько мелких еврейских селений, находившихся между этим ущельем и близлежащим источником Ираги (выражаю благодарность Б.Г. Алиеву за предоставленную информацию). Косвенное подтверждение этой информации содержится и в предании, записанном мной летом 1994 г. со слов сказителя (овосунечи) Рафаила Авияевича Рафаилова (уроженец селения Карчаг Сулейман-Стальского района Дагестана, 1915 г.р.), известного в Дербенте под прозвищем «Тарзан». Из его сообщения следует, что еврейские селения тянулись от Дерей-Гата не только до Ираги, но и далее – в сторону Уркараха, до трисанчинской мельницы (Трисанчи – населенный пункт в Кайтагском районе).

[26] Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. 39.6.10. Оригинальное издание: Olearius Adam. Voyages en Moscovie, Tartarie et Perse. T. 1. Amsterdam, 1747.

[27] Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. С. 488.

[28] Там же. Гл.39.6.10; 20.

[29] Стрейс Ян. Три путешествия. М., 1935. С. 236.

[30] Witsen N. Noord en Oost Tartarye. Amsterdam, 1725. B. II. S. 567. Ссылаюсь по кн.: D’Ohsson M. Les peoples du Caucase. Paris, 1828. P. 179.

[31] Gärber Johan-Gustaw. Nachrichten von denen an der westlichen Seite der Caspischen See swischen Astrachan und dem Flusse Kur befindlichen Völkern und Landschaften und von derselben Zustande in dem Jahre 1728 / Sammlung russischer Geschichte. [SPb.,] 1760. IV. 1/2. Русский пер.: Гербер И.Г. Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и их состоянии в 1728 году // Ежемесячные сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие.1760. Июль; Август; Сентябрь; Октябрь.

[32] Черный И.Я. Горские евреи. С. 15.

[33] О нападениях на евреев во времена Надир-шаха см.: Там же. С. 16.

[34] Семенов И.Г. Ханукаевы / Генеалогическая карта составлена С.Ханукаевым, И.Ханукаевой и И.Семеновым; Фото Г.Сосунова. Махачкала, 1999. С. 8.

[35] Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств естества. СПб., 1785. Ч.3. Первая половина. С. 49.

[36] Там же. Ч. 3. Вторая половина. С. 461.

[37] Терекемейцы (терекеме) – потомки туркмен, поселенных в различные периоды времени на Восточном Кавказе. Ныне они идентифицируются в качестве азербайджанцев. О терекемейцах см.: Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы, XIX – начало XX: Историко-этнографическое исследование. М., 1990.

[38] Русско-дагестанские отношения в XVIII – начале XIX в. Сборник документов / Отв. ред. В.Г.Гаджиев. М., 1988. С. 96–97 (документ № 101 – Центральный гос. архив Респ. Дагестан. Ф. 379. Оп. 1. Д. 464. Л. 66–68).

[39] Там же. С. 206 (док. № 206); Сб. Русского исторического общества. СПб., 1880. Т. 135. С. 210. Подробнее см.: Полиевктов М. Архивные материалы о смерти на Кавказе академика С.-Г. Гмелина // Изв. Кавказского историко-археологического ин-та. Тифлис, 1925. Т. 3.

[40] Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965. С. 144.

[41] Черный И.Я. Горские евреи Терской области // Сб. сведений о Терской области. Вып. 1. Владикавказ, 1878. С. 309.

[42] Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. I. С. 86; Магомедов Р.М. Памятник истории и письменности даргинцев XVII века. Махачкала, 1964. С. 30.

[43] Черный И.Я. Горские евреи Терской области. С. 310.

[44] Неизвестный автор писал: «Евреи, находясь под властью беков, также не имели у себя ровно никаких сельских управлений, дела их решались беками или в Башлах. Маловажные и пустые дела обыкновенно разбирались и решались местными сельскими старшинами, почетными лицами или кадиями, если истец и ответчик были одной деревни, а если разных, то спорящие отправлялись к тому старшине, который более известен в народе справедливым судьей и брал меньше рушвету (взятка)» (Сведения о Кайтаге, собранные по некоторым данным [предположительно 50–60-е гг. XIX в.; автор неизвестен] // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв.: Архивные материалы / Сост-е, предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева. М., 1965. С. 21).

[45] По свидетельству русского офицера, «В еврейских слободах не было никакого сельского управления; от евреев был чоуш, который исполнял все приказания бека, бек сам производил суд и расправу над евреями и управлял ими сам и через своих нукеров» (Сотников. Сведения о Табасарани [1867 г.] // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. С. 51). Позднее, когда Дагестан прочно вошел в состав Российской империи, власть беков над евреями существенно ослабла, что и отражено в рапорте русского офицера А.Цветкова: «Евреи Кюринские – переселенцы из табасаранского селения Карчаг обыкновенно подчинялись властям, какие существовали в местах, где они селились. Для решения же дел между собою евреи избирали старшину – насси и высшего духовного учителя и судью – доян. В прежнее время доян был один для всех евреев – в Дербенте; впоследствии же, когда численность евреев увеличилась, нашли необходимым избрать еще одного дояна в Араге» (Цветков А. Кюринский округ (бывш. Кюринское ханство) [1869 г.] // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. С. 43).

[46] Предание записано К.И. Шамхаловым, канд. историч. наук, ст. преподавателем Северо-Кавказского Гос. налогового ин-та (Махачкала). Выражаю К.И. Шамхалову признательность за предоставленный материал.

[47] Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII–XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М., 1988. С. 124, 145, 146; С. 225. Прим. 220.

[48] Там же. С. 102.

[49] Оразаев Г.М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. (Опыт историко-филологического исследования документов фонда Кизлярский комендант»). Махачкала, 2002. С. 347 (документ № 45 / Гос. архив Республики Дагестан. Ф. 379. Оп. 1. Д. 1170. Л. 15).

[50] Там же. С. 348. Комм. 6.

[51] См., напр.: Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. С. 295.

[52] Семенов И.Г. Этнополитическая история Северного Кавказа в III-VI вв. / Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 2002. С. 24. О том, что Кайтаг действительно был включен в состав Сасанидского государства, может свидетельствовать существование титула хайдаканшах (со среднеперс. – «царь Кайтага»), о котором упоминается в сочинении ал-Мукаддаси и в одной из рукописей сочинения ал-Истахри (Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI вв. С. 127. Прим. 59; Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI–XI вв. (Сарир) // Исторические записки. 73. 1963. С. 251).

[53] В источниках – табарсараншах (см.: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с арабск., коммент., исслед-е, указ-ли и карты Н. Велихановой. С. 109; Ал-Баладзори. Книга завоевания стран. С. 7; Ал-Истахрий. Книга путей царств / Пер. Н.К. Караулова // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 29. Тифлис, 1901. С. 27).

[54] Ихилов М.М. Горские евреи (Опыт монографического исследования) / Автореф. дисс. …канд. историч. наук. М., 1949; Он же. Горские евреи // Народы Дагестана. М., 1955; Он же. Горские евреи // Народы Кавказа. М.: АН СССР, 1955; Он же. Проникновение иудаизма в Дагестан. 1964 г. / Рукописный фонд Ин-та истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской АН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 145; Altshuler M. Yehudei Mizrah Kavkaz [Евреи Восточного Кавказа]. Jerushalaim, 1990 (на иврите); Мурзаханов Ю.И. Горские евреи. Аннотированный библиографический указатель. Ч.I. М., 1994; Он же. Очерк истории этнографического изучения горских евреев (XVIII – начало XX в.). М., 1994.

[55] Алкадари Г. Асари-Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) / Пер. и примеч. А. Гасанова (Алкадари). Махачкала, 1994. С. 14. Сам Г.-Э. Алкадари критически относился к указанному преданию.

[56] Комаров А.В. Народонаселение Дагестанской области // Зап. Кавказского отдела Русск. географич. об-ва. Тифлис, 1873. Кн. 8. С. 25.

[57] Азизов Р. Населенные пункты Табасарана. Махачкала, 2002. С. 79.

[58] Точка зрения Р.И. Сефербекова (старший научный сотрудник Ин-та истории, археологии и этнографии Даг. научн. центра РАН) на этимологию ойконима «Цалакк» была высказана им в устной беседе, за что высказываю ему свою признательность.

[59] Цветков А. Кюринский округ (бывш. Кюринское ханство) [1869 г.] // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. С. 43.

[60] Горские евреи. С. 166. Об Аслан-хане см.: Русско-дагестанские отношения в XVIII – начале XIX в. С. 19, 20, 293–298, 300–301.

[61] Информация об ущелье Джууд-Кам предоставлена гл. научн. сотр. Ин-та истории, археологии и этнографии Даг. научного центра РАН, проф. А.Р. Шихсаидовым, за что выражаю ему свою признательность.

[62] Козубский Е.Н. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. С. 308. По данным Е.Н. Козубского, набег на Абасово был совершен в 1796 или же в 1800 г. Более всего с общеполитической ситуацией в Дагестане согласуется вторая из этих дат.

[63] Семенов И.Г. Ханукаевы. С. 4, 9, 10; Он же. К истории еврейской общины Дербента // Материалы научной сессии, посвященной 100-летию со дня выхода в свет работы Е.И. Козубского «История города Дербента» (16 мая 2006 г.). Махачкала, 2006. С. 61–64; Он же. К уточнению данных Е.И. Козубского о переселении евреев из селения Абасава в Дербент // Материалы научной конференции «Е.И. Козубский как исследователь истории Дагестана конца XIX – нач. XX в.», посвященной 155-летию со дня рождения известного кавказоведа (13 июня 2006 г.). Махачкала, 2006. С. 75.

[64] Гербер И.Г. Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и их состоянии в 1728 году С. 305–306.

[65] «Первым городом» на карте значится дербентская цитадель «Нарын-кала» и прилегающие к ней постройки, «вторым городом» – кварталы, расположенные ниже цитадели (современные «магалы»).

[66] См.: Гольденберг Л.А. Рукописные карты и планы XVIII века как источник по истории города Дербента // Археографический ежегодник за 1963 г. М., 1964. С. 127.

[67] Горские евреи. С. 173.

[68] См.: Шапиро Ф.Л. Горские евреи (Евреи-таты) // Шапиро Ф.Л. Сборник статей и материалов. Иерусалим, 1983. С. 85–86.

[69] Там же. С. 78, 84–85.

[70] Горские евреи. С. 158.

[71] Там же. С. 163.

[72] Там же. С. 163.

[73] Там же. С. 163.

[74] Гербер И.Г. Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и их состоянии в 1728 году // Ежемесячные сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие. 1760. Октябрь. С. 305–307.

[75] Оразаев Г.М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. (Опыт историко-филологического исследования документов фонда Кизлярский комендант»). Махачкала, 2002. С. 46, 218 (документ № 21 / Гос. архив Республики Дагестан (ныне – Центральный гос. архив Республики Дагестан). Ф. 379. Оп. 1. Д. 354. Л. 41).

[76] Черный И.Я. Горские евреи Терской области. С. 311.

[77] Там же. С. 311.

[78] Горские евреи. С. 183.

[79] Черный И.Я. Горские евреи Терской области. С. 311, 312.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет